АКВАСКЕЙП

Что такое Акваскейп или типичные ошибки начинающего акваскейпера.
Пару слов о том, что такое Акваскейп. 
Акваскейп это особая техника расположения растений камней и коряг в аквариуме с эффектом создания красочных фантастических садов или пейзажей. Такие аквариумы, как правило, высокотехнологичны и создаются с помощью сложных технических средств и подчинены определенным правилам построения композиции. 
Ошибочно считать, что в акваскейпе главное это растения. 
Именно так, акваскейп это не растения, поскольку выращивание растений для акваскейперов уже перестало быть чем-то сложным. Другими словами, растениями, даже их видом или габитусом акваскейпера удивить невозможно, поскольку это воспринимается как должное. Именно благодаря созданию идеальных условий для роста растений, можно забыть о них, и сосредоточиться только на композиции. Поэтому в акваскейпе такое важное значение имеют технические условия: система питательных грунтов, СО2, фильтрация и конечно же мощный свет, имеющий спектр близкий к солнечному. 
Самое важное в акваскейпе это хардскейп. То есть сложная конструкция из коряг, камней, песка и грунта. Растения только оживляют и дополняют хардскейп. 
Именно эту тенденцию демонстрируют топовые работы с различных конкурсов: шикарная перспектива, многоплановость, игра света и теней, ошеломляющий по сложности хардскейп - всё это вышло на первый план, поскольку выращивание растений в общем-то у всех на одном уровне. То есть отличное. А вот хардскейп как раз и позволяет соревноваться в умении построения композиции, фантазии и технике её воплощения, поэтому растения играют заметно меньшую роль, чем прежде. 
Направления в акваскейпе. 
Акваскейп имеет несколько направлений. Так пресноводный акваскейп включает в себя несколько наиболее популярных стилей: голландский стиль, тайваньский стиль и стиль природный аквариум. 
Тайваньский стиль - это точное копирование местности и природного пейзажа. 
Природный аквариум в стиле Такаши Амано это так же природный пейзаж, но увиденный глазами художника и эмоционально воплощенный под водой. Для природного аквариума в первую очередь важен хардскейп. Зачастую имеется недопонимание относительно природных аквариумов и считается, что это *однодневные* выставочные аквариумы, копирующие природный пейзаж. Вообще, словосочетание *природный аквариум*, на мой взгляд, некоторая кривость перевода. Наиболее точно отражает идею - *квинтэссенция природной красоты в аквариуме*. В своих ранних работах Амано практически полностью пускал на самотек процессы в аквариуме и просто наблюдал за их  развитием, даже не удаляя дохлых рыб, поскольку по его философии на тот момент все, что происходит в естественных условиях применимо к аквариуму. Природные аквариумы живут годами. 
Итак, основные ошибки начинающего акваскейпера . 
Ошибка №1. 
Отсутствие идеи 
Акваскейп начинается с идеи (!), а потом с эскиза. В природном аквариуме особое внимание нужно уделять хардскейпу - расстановке камней, коряг и т.п. Если у вас нет четкой детальной, прорисованной до мелочей итоговой картинки в голове или на бумаге – у вас не получится достойный акваскейп. Работать без плана могут только акваскейперы , постоянно оформляющие аквариумы, однако, практически все шедевры всегда начинались с эскиза. К эскизу подбираются подходящие материалы (камни и коряги) и растения. К выбору материалов и растений нужно подходить серьезно. Выбранные и подготовленные растения сажаются все сразу при запуске, в соответствии с эскизом. 
Отдельно про копии. 
Если нет собственных идей или нет достаточной уверенности в своих силах, но собственные требования и критичность к себе крайне велики, то копирование готовых шедевральных работ это эффективная форма обучения. 
Когда чьи-то превосходные работы вдохновляют на создание подобной работы высокого уровня, то это очень высокая планка, которая  поставлена автором самому себе. Возможности начинающего, его художественный вкус и восприятие, а также опыт создания работ далеко не всегда соответствуют этой планке. Копирование, это попытка научиться творить так же. Оговорюсь, что скопировать чью-то работу очень и очень сложно, гораздо сложнее создания своей собственной работы. И создать точную копию работы практически невозможно, всегда будут отличия.
Ошибка №2.  
С миру по нитке или сборная солянка из технологий и идей во время запуска  
Прочитав много или мало информации по запускам аквариумов на разных технологиях и грунтах, хочется сразу творить. Проблема в том, что информация запоминается урывками - наиболее интересные моменты, но целостной картины по запуску нет. 
Например, самая частая ошибка, когда аквариум запускается на питательном грунте (например, GEX или ADA), а продуманная и проверенная специфичная технология по запуску, разбавляется *новаторскими* идеями, которые подходят только для непитательных грунтов, например: заливкой такого грунта водой без растений, зацикливанию фильтра при высокой температуре, игнорирование обязательного условия по мощности фильтрации (для питательного грунта это 8-10 объемов вашего аквариума в час, то есть при объеме аквариума 100 литров скорость фильтрации должна быть 800-1000 литров в час!) в результате вода цветет и тухнет, водоросли процветают, автор ругает грунт и все на свете, считая что его *обманули*, даже те, у кого все получилось отлично. Так вот. 
Исправить результаты ранее допущенной ошибки гораздо сложнее, чем ее просто избежать на начальном этапе, потому что в результате даже одной ошибки возникают все новые последствия, по принципу домино. То есть при запуске аквариума необходимо неукоснительно следовать технологии запуска присущего именно конкретному грунту, без какой-либо самодеятельности! 
Ошибка №3. 
Неправильный выбор растений. Коллекционирование растений 
Когда нет четкой идеи и эскиза, нет четкого плана посадки, нет выбранных растений, то вы обязательно увлечетесь коллекционированием растений. Аквариум будет постепенно развиваться, растения будут добавляться хаотично и не запланировано, на имеющееся свободное место. Поэтому всегда правильнее для акваскейпера заранее продумать и сделать план посадки растений, сделать несколько вариантов набросков, чтобы не приходилось пересаживать большую часть растений уже после того, как они прижились и пустили корни. В результате коллекционирования акваскейп становится чем-то средним, между голландским аквариумом и обычной коллекционной банкой, где важнее всего количество, затем качество растений, а не общее художественное впечатление, которая производит композиция. 
Вообще, чтобы лучше понять идею создания акваскейперской композиции с помощью растений - представьте себе оркестр, где каждый  инструмент должен играть свою партию в свое время, именно столько сколько нужно, не тише и не громче. Некоторых инструментов нужно много, чтобы создать более мощное звучание, но они не должны заглушать партию других. Инструментальный состав оркестра зависит от того, что предстоит играть. Если есть инструменты, которые дублируют другие, более приоритетные, то нужно решить, нужны ли они вообще. А самое важное *научить* ваш оркестр играть слаженно и гармонично. 
Ошибка №4. 
Отсутствие теории. 
Например, для природного аквариума хардскейп – это основа всей композиции, это структура, выполняется из камней и коряг и прочих натуральных элементов декора аквариума в сухом аквариуме, до заливки воды. Хардскейп подчиняется определенным правилам составления композиции, если вы не знакомы с золотым сечением или сильной точкой в аквариуме, то вам следует внимательно изучить вот эту статью: Психологические особенности восприятия композиции. Однако, если знать много правил, но не уметь толком их применять, это создает больше ограничений и рамок, чем помогает в составлении акваскейпа, отсюда *аманоподобные* банки, подражателей, практически неотличимые друг от друга. вывод: каждое правило нужно закрепить опытным путем. 
Ошибка №5 
Неправильный выбор материалов, недостаточное количество материалов. Фактическое отсутствие хардскейпа. 
Камни или коряги для акваскейпа должны быть фактурными, неровными желательно темными. Красивый хардскейп это 90% успеха. Слишком прямые или светлые ветви коряг выглядят крайне неестественно. Камни с большим количеством ровных прямых сторон, не испещренные естественными трещинами в воде выглядят ненатурально. По выбору камней . 
Материал для акваскейпа должен быть в чуть большем количестве, чем просто достаточно. Помните, что три-четыре небольших камушка и скромный пучок небольших коряжек в углу аквариума не могут передавать мощь и великолепие скалистого утеса, величественных гор или ветвистых вековых деревьев, поросших мхами. Материалы должны быть соразмерны объему аквариума.  
Ошибка №5 
Пестрый грунт, толстый слой грунта в фронтального стекла 
Грунт может быть каким угодно: кварц, песок, земля или фирменный питательный грунт, но обязательно монотонным, натурального цвета. Его так же не стоит насыпать толстым слоем у фронтального стекла, (исключение композиции выполненные в тайваньском стиле). Если пестрый грунт в процессе взросления композиции не планируется закрыть растениями, то грунт становится не нужно ярким цветовым пятном; он так же не должен сливаться по цвету с декорациями, например, камнями. 
Ошибка №6 
Неправильный выбор рыб. 
Даже, если удалось создать великолепную композицию, нужно тщательно продумать, какие рыбы там будут смотреться наиболее гармонично. Неверно выбранные рыбы могут испортить впечатление от работы или визуально уменьшить объем аквариума. Слишком  крупные рыбы уничтожат все усилия создать объем и перспективу. Рыбы не должны смотреться так, словно им некуда деться, стая должна иметь возможность не только свободно плавать, но и разгоняться. Рыбам должно быть просторно, даже больше, чем это бывает обычно в аквариумах. 
Ошибка №7 
Диспропорциональность 
Акваскейп это четкое соблюдение пропорций, связанных с размером и формой аквариума. Это относится и к размеру декоративных элементов, и к их расположению, с чётким соблюдением всех пропорций по отношению к длине аквариума, к растениям, и к рыбам в том числе. То есть пропорциональность - это ключевой момент для получения гармоничной композиции. При соблюдении пропорций можно легко и непринужденно вписать даже стайку дискусов в композицию, и она не будет выглядеть так, словно им там тесно. То есть чем больше аквариум - тем крупнее могут быть элементы. 
Ошибка №8 
Отсутствие среднего плана. 
Средний план это самая важная часть композиции, она передает глубину и создает перспективу. Непроработанный средний план, сразу выполняющий функции дальнего плана, делает любую работу плоской, глубина и перспектива в такой работе полностью теряются. 
Когда мы смотрим на аквариум вблизи, в живую, то даже недоработанная композиция кажется объемной, но стоит зафиксировать это изображение сфотографировав его, как перспектива исчезает и аквариум становится похожим на детский рисунок. 
Как правило, самая главная ошибка многих работ заключается именно в непродуманности среднего плана. Обратите внимание, что действительно впечатляющие акваскейперские работы заставляют рассматривать продуманный и детальный средний план, это то, на чем  дольше всего останавливается взгляд. Пересмотрите после этого работы, демонстрирующие ошибки - во всех них отсутствует средний план: есть только намеки на ближний план и сразу дальний план, от этого все данные работы выглядят плоскими и абсолютно не объемными, двумерными. Многоплановость очень важна для создания интересной работы. 
Самая главная ошибка 
Незнание технических средств 
Акваскейпер это человек технически подкованный, такие слова, как: осмос, фотосинтез, микро и макроэлементы, баллонная система, рН, лилипайпы, люмены и Кельвины не вызывают затруднений. Поскольку, как вы помните, идеальный рост растений это не главное, а само-собой разумеющееся. Если четкого понимания значения этих слов нет, то стоит начать с самых азов, а не с композиции. 
Эпилог 
Многие акваскейперы , которые недавно пришли в этот вид хобби, воодушевлены красивыми аквариумами на фотографиях, и наполнены  креативной энергией, но пока еще не имеют опыта и достаточного технического знания, как инструмента выражения своей креативности. 
С одной стороны, это очень хорошо - высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств позволяют двигаться вперед, но с другой стороны, недостаточная, маскируемая неуверенность, получив подпитку в виде явной или мнимой недооцененности, создает предпосылки к стагнации развития акваскейпера, поскольку неудачи воспринимаются случайностью, критика - неблагоприятным стечением обстоятельств или недостаточной компетенцией окружающих, и вместо признания какого-то недостатка знаний и работы над ошибками, начинается поиск *виновных*. Это опасная ловушка, поскольку, если акваскейпер не умеет постоянно критически смотреть на свою собственную работу и учиться, то тем самым он отказывается от возможности двигаться дальше. 
Не бойтесь критики, не бойтесь ошибок и ляпов это естественный рабочий процесс, через который проходили абсолютно все, даже известные акваскейперы. Лучше обсудить работу в процессе создания, при наличии сомнений, чем, когда уже все заросло, потому что готовый и аккуратно покрытый растениями хардскейп уже будет психологически сложно нарушать. Растения, конечно, могут скрывать ляпы и ошибки, но лучше обходиться без них. 
Просто важно всегда помнить, что успех это не случайность, а закономерность, это работа и потребность в постоянном самостоятельном совершенствовании.